Страницы

среда, 30 марта 2022 г.

ДОРОГИ, КОТОРЫЕ МЫ ВЫБИРАЕМ


Развитие и эффективное использование творческого, нравственного, инновационного потенциалов

Уместны ль толки здесь о большем, меньшем
Иль правда – то ж, что достоянье чувств. –
Простая сумма? И – большой иль малой –
Ты все равно, способен ей владеть?
Иль правда – не едина, неделима?
Из лада изыми хотя бы звук,
Из радуги хотя бы цвет единый,
И ты ни с чем останешься, как только
Набор рассыплешь дивных звуков, красок.

Ф. Шиллер

Приводятся система сохранения и активизации новых идей (САНИ), разработанная в Кибцентре (г. Киев,1975 – 2009 гг), при активном участии ряда киевских институтов и организаций [16,1]. Деятельность Украинского Центра сохранения и активизации новых идей (УЦ САНИ) способствовала генерированию, сбору, развитию и реализации очень важных социально-личностных результатов.

Развитие и эффективное использование творческого, нравственного, инновационного потенциалов каждого человека и человечества – первоочередная задача любой личности и социума. Самым важным, обобщающим показателем, критерием развитости страны, является уровень (и доступность для любого) инновационной культуры [1]. Он определяет личностные и социальные возможности человека, необходимые для формирования, развития и использования своего биосоциального потенциала, заложенного, таким образом, природой, семьей и обществом. Инновационная культура, в конечном счете, определяет и качество, прогрессивность социально-политической системы, конкретного общества.

Все сказанное вполне осознается многими образованными и неравнодушными людьми [3, 4, 5, 6, 7, 17, 18]. Поэтому у нас в стране были приняты ряд законов, терминологический стандарт, Концепции «О научно-технологическом и инновационном развитии Украины» и «Развитие Национальной инновационной системы Украины». Но процесс инновационного развития не идет, обещания не выполняются, а причины остаются «тайной за семью печатями».

Более того, автору предлагают зачастую практически неподъемные условия. Вот, например, список требований, предъявляемых научно-исследовательским гигантом «Артур де Литтл» к идеям, авторы которых пытаются добиться поддержки у корпорации. Критериев девять. Приведем некоторые из них: предполагаемый объем продаж новшества должен составлять не менее 5 млн. долларов в год; продукция должна быть защищена патентом; она должна быть принципиально новой с технической точки зрения и стоить меньше, чем аналогичная продукция конкурентов; степень разработанности новшества.

Покажем две стороны этой проблемы сохранения-развития. Первая определяется тем, что люди-исполнители, работающие в рамках управленчески-исполнительных структур, несут ответственность, прежде всего, только перед выше стоящим… Но не перед страной или всем миром, а тем более – не перед автором или его представителем. С другой стороны, даже добросовестный сотрудник этой системы вынужден скорее затормозить новое, выходящее за пределы известного, законов, которые пишут из соображений «как бы чего не вышло», а действительно новое, как раз часто выходит за их пределы.

Это касается и авторов, и тех от кого зависит судьба авиды[1], т.е. людей со склонностью к бюрократизму. Т.е. не обязательно работника госслужб, а и других структур, включая домашние. Ведь и они тоже «бюрократят». Это показал К.Э. Циолковский («Гений среди людей»)² жизнь и это еще одна сторона. Важно и то, что позитивные результаты все чаще достаются не их «родителям» – «философским умам», а «хлебным», что опять-таки способствует их продвижению по служебно-научной лестнице. И они, находясь на ее высоких ступенях, в еще большей степени углубляют формализм, безразличие и, опасаясь нового (как это показал Ф.Шиллер [15]), отрицают действительный прогресс.

Инновационная деятельность требует совершенно иной методологии и, соответствующих ей, организации, технологии работы с авидой и сотрудниками НИС, подбора и организации кадров, необходимых для ее нормального функционирования, и

¹Авида (Автор+Идея) – элементарная (часто нерасторжимая, особенно вначале, на стадии генерации, раннего развития идеи) инновационная единица.

² «Жены, братья, родственники всего менее верят в своего гениального члена и судят о нем по внешним признакам, которые бывают сначала очень сомнительны и даже отрицательных»

совершенно иной духовно-нравственной атмосферы.

Совершенно иной духовно-нравственной атмосферы. Все это должно не отрицать ныне действующую систему, а дополнять ее (что, в какой-то степени, показано на рис.1).

Причем, в связи с преобразованиями идеи в процессе поэтапного развития, следует понимать, что ИННОВАЦИЯ – нечто новое, многообразные состояния его в любой форме и сфере человеческой (и иной) жизни, в том виде (по форме и существу), который оно имеет в соответствии со стадиями творческого (созидательно-исследовательского, художественного), поискового, генетического или случайного развития и использования.

На индивидуальном уровне: Инициация (I) → генерация (частично) (II) → далее личностно-социальные: сбор авид (III) → прием (IV) → сохранение идей (V) → защита (юридическая, организационная, технологическая) (VI) → оценка (содержательная и социально-коммерческая) (VII) → активизация[1] (развитие по существу, по форме, организационно, для улучшения восприятия) (VIII) → реализация (IX) → использование (позитивное) ( X ) → консервация, утилизация ( XI )

Рис.2 Инновационный цикл (в виде последовательности этапов) [11]

Покажем еще некоторые важнейшие особенности, более того – обязательные составляющие этой, остро требуемой сейчас, инновационной системы. Методологически ее отличает:

- доброжелательность (душевная, духовная и методическая), реализуемая, в частности, на основе специальных алгоритмов приема (например, в процессе приема автор имеет право окончательного голоса) и оценки авиды, включающих, в частности принцип «презумпции невиновности», равной обеспеченности поиска негативной и позитивной сторон авиды, приема авиды в системе(у); духовно-нравственной атмосферы, определяемой специальным подбором и отбором людей основного состава и активистов, спектром и качеством поставленных основных задач, поддержанием атмосферы системы с помощью специальной дополнительной активной нравственной деятельности³, клятвы для штатных сотрудников и активистов, действующих на постоянной основе [15], регулярным проведением специального принципиально нового Праздника взаимопомощи, сотрудничества, прогресса как людей, так и организаций [14];

- как уже было отмечено – системная и качественная полнота. Требование-условие качественной полноты особенно важно для подсистемы содержательной оценки, массива принимаемых авид;

- поэтому и то, что принимаются все идеи, от любого автора (от всех авторов), практически в любом исполнении (оформлении) и всегда (учитывая возможную критичность, неотложность личностную и социальную);

- широчайшее активное творческое, инновационное, нравственное и специальное участие в деятельности системы жителей страны в качестве субъекта и/или объекта деятельности системы.

Приведем, в качестве наиболее подходящего для этой работы варианта, предложения, сформулированные в открытом письме в Верховный Совет Украины по проблеме создания НИС (национальной инновационной системы) [8]:

I. Программу реализации (формирования и развития) системы САНИ (сохранения и активизации новых идей) и использования ее социально-экономических результатов и возможностей;

II. Программу обучения:

- всех — основам инновационной культуры;

- специалистов, энтузиастов, активно работающих в исследовательской и созидательной науке — специальной технологии и организации инновационной деятельности;

- руководство организаций, регионов, страны;

III. Программу формирования условий, необходимых для инновационной культуры, включающей в частности:

- издание соответствующей специальной и популярной литературы;

- перечень первично необходимых Законов;

- предложения и рекомендации для СМИ по освещению (и обучению) личного и социального инновационного развития;

- некоторые ориентиры, конкурсы и заказы для сферы искусства (в первую очередь для подготовки художественных, мультипликационных и документальных фильмов);

- подготовку и проведение праздников Прометея [14];

IV. Программу исследования и созидания инновационной сферы.

Мы готовы, на основе имеющихся разработок, в сотрудничестве с представителями руководства страны (осознающими нравственные основы, фундаментальную значимость активной позитивной нравственной деятельности, а также суть инновационной деятельности и культуры) подготовить в кратчайшее время проект этих Программ».

¹Авида (автор + идея) – элементарная (часто нерасторжимая, особенно в начале, на стадии генерации, раннего развития идеи) инновационная частица.

² «Жены, братья, родственники всего менее верят в своего гениального члена и судят о нем обыкновенно по внешним признакам, которые бывают сначала очень сомнительным и даже отрицательны»

³ Эта широкомасштабная деятельность основана на радикально ином принципе (отличном от известного в мире и в веках «золотого правила нравственности): «Делай (!) другому то (и так), что ты хочешь, чтобы делали тебе ( и как)»

Литература

1. Джелали В.И., Кулиниченко В.Л., Моисеенко В.В. Инновационная культура - основа, движитель и определитель направления и качества развития социума и личности// Винахiдник i рацiоналiзатор.— К. – 2002.- №4. - С.5-11.

2. Николаев А.И. Инновационная культура – стратегический ресурс нового века// Специальный выпуск к пятому Петербургскому экономическому форуму.- М.,- 2001.- 15с.

3. Терлецкий В.А. Актуализация и развитие творческого потенциала человечества –важнейшая задача современности// Межд. н.-пр. конф. «.От улыбки Джоконды до улыбки Гагарина».- НТУУ «КПI».- К.,- 2011.-С.200-201

4. Морозов О.Ф. Цiна думки – iнтелектуальний капiтал// Донецьк.- 2005.- 352с.

5. Марчук Е. Украина: новая парадигма прогресса. – 2001.- 223с.

6. Гринев Б.В., Гусев В.А. Инноватика (учебное пособие)// «ИСМА».-Харьков:.- 2010.- 352с.

7. Интервью с членом-корреспондентом РАН Н.И. Ивановой (Оноприенко В.И.) // Наука та наукознавство.- №2.- К.,- 2010.- С.116 - 123.

8. О создании и развитии инновационной системы Украины (к «Концепции развития инновационной системы Украины») // Открытое письмо председателю Комитета Верховного Совета по образованию и науке, народному депутату Украины Самойлик Е.С. от Джелали В.И., Кулиниченко В.Л., Тарасова В.А., К., - Укр. журнал медичної технiки i технологiї.- №3.- 2006.- С. 78-83.

9. Горюнов И. Американские изобретатели в поисках поддержки // Изобретатель и рационализатор. - М., — 1985. — № 10.— С. 32-34.

10. Титаренко А.И. Антиидеи (опыт социально-этического анализа) // М.- Политиздат.- 1976.- 399 с.

11. Джелали В.И., Гавриленко С.И. Инновационная деятельность и универсальная ответственность эксперта // ВiР.- 2009.- К., №5.- ч.1.- С.18-25.- №7.- ч.2.- С.4-11.

12. Джелали В. И., Кулиниченко В. Л. Инновационная культура и здоровье // Кибернетика и вычислительная техника. – 2006. – вып. 150. – С. 88 – 104.

13. Джелали В.И. Инновационная информационная технология – основа инновационной культуры // Укр. журнал медичн. технiки i технологii.-К.,- 2007.- ч.1.- №1.- С. 66-77; ч.2.- №2-3.- 2007.- С. 30-52.

14. Джелали В. И., Ермаков И. И. Праздник Прометея – цвет высшего духа ХХI века // Iмiдж школи на порозi ХХI столiття (практично зорiєнтований посiбник) – К.. 1999. – ч.II. – С.17–30. (Трибуна № 11 – 12, К., 1991; С. 17 – 18; Журналист.- Харьков.- №44,45.- 1997.

15. Шиллер Ф. В чем состоит изучение мировой истории и какова цель этого изучения. – Москва-Ленинград: Academia, 1937. – Т. VII. – С. 595-612.

16. Джелали В.И., Воронин А.Н, Моисеенко В.В Баранов Г.Л., Гаврилова Н.Л., Селиванов Ю.А. Создание опорных зон инновационной деятельности на предприятиях космической отрасли (Разработка концепции инновационной информационной технологии – ИИТ, …) // Научно-технический проект Института космических исследований НАНУ и НКАУ, УЦ САНИ по договору с Минобразования и науки. - № 06.01/00190. - 1997-2000 г.г.

17. Федулова Л. I. та iншi. Соцiогумантарний аспект iнновацiйно-технологiчного розвитку економiки України.- К.- 2007.- 469 с.

18. ФЕНОМЕН IННОВАЦII. Освiта, суспiльство, культура (За редакцiєю акад. В.Кременя) // Педагогiчна думка.- 2008.- 472 с.

Новые технологии
Джелали В.И.
Развитие и эффективное использование творческого, нравственного и инновационного потенциалов

Описана система сохранения и активизации новых идей (САНИ), разработанная в Кибцентре (г. Киев, 1975-2009 гг.) при активном участии ряда киевских институтов и организаций. Деятельность Украинского Центра сохранения и активизации новых идей (УЦ САНИ) способствовала генерированию, сбору, развитию и реализации очень важных социально-личностных результатов.
Ключевые слова: потенциал, личность, идея. №7-8, 2016

Роль международных организаций в развитии общеевропейского научно-технического пространства// Матер. межд. симпоз. в рамках реализации решений Всемирной конф. по науке (Будапешт, 1999г.).К.: – С. 321-325.-340с.

Приложение 2

Рекомендации

международного симпозиума «роль международных организаций в развитии и общеевропейского научно-технологического пространства» 

С.321

«…должны стать все общими высокие нормы научной этики соответствующие основным принципам Декларации Всемирной конференции по науке «Наука для XXI века», проведенной ЮНЕСКО совместно с ICSU в Будапеште (Венгрия) в 1999 году, в частности:

• ответственный подход к использованию научных знаний – прежде всего в интересах обеспечения сегодняшнего и будущего благосостояния человечества, удовлетворения людских потребностей и чаяний;

• обеспечение научного образования, научной грамотности на всех уровнях, овладение нравственными ценностями - как основные предпосылки демократии;

• равноправный доступ к науке – как необходимое условие всесторонней реализации интеллектуального потенциала человека.

С.322

«Велением времени является необходимость ориентировать систему образования стран Европы на инновационные факторы, развития, стимулировать средства массовой информации к широкомасштабной воспитательной работе в направлении освоения инновационного мировоззрения. В условиях резкого повышения вооруженности знаниями, умениями и ресурсами человек, социальные системы становятся необыкновенно могущественными, что при нынешнем отставании и даже разрушении социальных традиций и моральных устоев может представлять не только благо, но и большую опасность. В связи с этим необходимо кардинально пересмотреть этические аспекты формирования инновационной культуры, принять во внимание, что создание и поддержание высокого уровня такой культуры на уровне государства требует больших вложений не только в целях совершенствования мастерства рабочей силы, лучшего понимания производства со стороны менеджеров, эффективного обмена новыми идеями и опытом использования нововведений, но и для обеспечения гуманистической ориентации инновационного развития.

Одновременно следует создавать институциональные и информационные возможности духовного раскрепощения творческих личностей, условия сохранения и активизации новых идей, имея в виду, что современная цивилизация становится все более чуткой к флуктуациям в социальной, экономической и экологической сферах»

С.325


Джелали В.И.
директор УЦ САНИ



Комментариев нет:

Отправить комментарий